22:04 Методика выполнения задания С1 ЕГЭ | |||||||||||
Занятие 1. Применение метода электронного баланса для расстановки коэффициентов в неорганических реакциях. Случаи, когда индекс при химическом элементе вносится в электронный баланс. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса, если в уравнении более 2 элементов меняют степени окисления.
Начать мастер-класс мне бы хотелось с небольшого вступления. Я работаю в школе с 1988 года, веду химию 23-ий год. За это время накопилось достаточное количество методических приемов преподавания, которыми мне хочется поделиться с Вами. Но я буду очень рада, если на форуме при обсуждении занятий мастер-класса Вы будете делиться своими методическими приёмами и подходами к изучению темы. Обмен опытом обогащает учителя знаниями и профессиональными навыками. Давайте сделаем этот мастер-класс полезным и интересным для всех. Итак, начнём. Решение заданий части С ЕГЭ требует от учащихся комплекса знаний и умений. Давайте разберемся, что нужно знать и уметь ученику, чтобы успешно выполнить задание С1.
Именно этим трем пунктам будет посвящено наше первое занятие. Однако, помимо этого, есть еще более сложные умения: прогнозировать продукты окислительно-восстановительных процессов, исходя из данных реагентов, или реагенты, исходя из продуктов. Этому будут посвящены наши дальнейшие занятия.
Умение 1: расставлять степени окисления элементов в молекулярных формулах веществ. Это умение не является простым. Для того, чтобы определить степени окисления элементов, нужны определенные знания и способы их применения. Какие это знания?
При определении степени окисления в неорганических веществах чаще всего пользуются алгебраическим методом и находят усредненное значение степени окисления. Именно поэтому иногда степень окисления выражается нецелыми числами. Степень окисления каждого отдельного атома должна быть целым числом (потому что смещается целое количество электронов).
Ученики должны знать, что:
Как ученику понять, что в этом соединении у кислорода(или другого элемента) нетипичная степень окисления? Для этого достаточно расставлять степени окисления именно в том порядке, в котором я здесь их привожу, то есть сначала у атомов фтора, потом у атомов металлов 1, 2, 3 групп главных подгрупп, потом у водорода, потом у кислорода. Например, КО3. Расставлять степени окисления нужно с калия, так как у него возможна единственная степень окисления +1, тогда у кислорода – 1/3. N2H4 – расставлять степени окисления следует с водорода, так как он соединен с неметаллом, то проявляет степень окисления +1, значит, у азота степень окисления – 2. HOF – сначала определим степень окисления фтора – 1, потом водорода +1, степень окисления кислорода оказывается 0.
Алгебраический метод определения степени окисления исходит из того, что молекула в целом электронейтральна, то есть сумма степеней окисления всех элементов равна нулю. Например, определим степени окисления элементов в молекуле серной кислоты H2SO4. Так как водород в этой молекуле не связан с металлом, то его степень окисления +1(на 2 атома водорода приходится +2), кислород не связан с фтором, перед нами явно не пероксид и не озонид, поэтому его степень окисления – 2 (на 4 атома кислорода приходится –8). Обозначим степень окисления серы за х. Тогда +2–8+х = 0; х = +6. Этот метод хорош и для определения степени окисления элементов в ионах. Например, ортофосфат-анион PO43–. У кислорода степень окисления – 2, на 4 атома кислорода приходится –8, пусть степень окисления фосфора х, тогда сумма степеней окисления равна заряду иона, то есть: х–8 = –3, откуда х = +5 Вот несколько другой подход: Определим, какой элемент в молекуле наиболее электроотрицательный и отделим его. Это кислород, у него будет низшая степень окисления (№ группы – 8) = 6 – 8 = –2. Умножим индекс 4 на степень окисления –2, получится –8. Значит, на оставшуюся часть молекулы приходится +8. Из них +2 приходится на водород, значит, на серу остается +6.
+1H2SO4–2 +8 –8
Если в формуле используются скобки, это может вызвать затруднения у учащихся. Здесь можно предложить несколько вариантов определения степени окисления. Например, ортофосфат кальция. Первый вариант заключается в том, что нужно раскрыть скобки: Ca3(PO4)2 или Ca3P2O8, дальше можно действовать любым из указанных выше способов. Степени окисления кальция и кислорода очевидны, следует найти только степень окисления фосфора. Второй вариант заключается в том, что нужно определить степень окисления фосфора в соответствующей кислоте. Третий вариант – найти степени окисления в ионе PO4 3 – В формулах, где степень окисления не является постоянной у 2 элементов, нужно ориентироваться с помощью зарядов ионов. Например, Fe2(SO4)3. Индекс у сульфат- иона показывает заряд железа. Дальше – любым из выше перечисленных способов. FeSO4 – заряд сульфат -иона – 2, значит, у железа +2. И т.д.
ЗАДАНИЕ1. Любым из выше указанных способов определите степени окисления всех элементов в соединениях, объясняя последовательность действий: NO2F, BaO2, NH4F, NaH2PO2, Ca(SCN)2, K4[Fe(CN)6].
Умение 2: составлять электронный баланс, то есть определять количество и направление перехода электронов. Вы наверняка сталкивались с тем, что учащиеся путают, отдает элемент электроны или принимает, окислитель он или восстановитель. Каждый учитель ищет рациональные способы запоминания понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», пытается добиться усвоения и безошибочного применения учащимися этих понятий. Опять же начнем с обязательных знаний:
Восстановление – процесс принятия электронов.
Восстановление происходит с окислителем. Значит, окислитель принимает электроны, восстанавливается, его степень окисления понижается. (Здесь я хочу вам предложить юмористический приём запоминания, связанный с одушевлением атомов. Восстановитель – созидатель, меценат, он отдает свои электроны, в результате приобретает «положительную репутацию» в обществе, то есть повышает степень окисления. А окислитель – вор, отбирает электроны у других элементов, в результате его «репутация» падает (степень окисления понижается). Детям такой подход нравится, главное, что он помогает им не ошибаться. А рассуждают они так: степень окисления понизилась, значит, репутация упала, это «плохой» герой нашей истории, окислитель, он отбирает электроны у других. И, наоборот: степень окисления повысилась, репутация возросла, значит, это положительный герой, он жертвует свои электроны, это восстановитель)
А теперь логический метод. Положительная степень окисления атома – это нехватка отрицательных частиц – электронов, отрицательная – избыток электронов. Например, S+4 ®S – 2 . Рассуждаем так: до реакции атому серы не хватало 4 электронов, после реакции появилось 2 лишних. Это значит, что он приобрел 6 электронов (4 – для того, чтобы стать нейтральной частицей, и ещё 2 – чтобы приобрести отрицательную степень окисления). После того, как учащиеся научатся определять количество и направление перехода электронов, и записывать это в виде электронного баланса, можно переходить к расстановке коэффициентов.
Умение 3: расставлять коэффициенты методом электронного баланса. Здесь мне хотелось бы рассмотреть два достаточно распространенных примера: ПРИМЕР 1. Cu + HNO3 ® Cu(NO3)2 + NO + H2O
Cu0 – 2e ® Cu+2 3 восстановитель Окисление
N +5 +3e ® N+2 2 окислитель Восстановление Число принятых и отданных электронов переносим крест-накрест и сокращаем. Это множители, которые позволяют осуществить закон сохранения: число принятых электронов должно быть равно числу отданных электронов. Теперь эти множители нужно внести в схему реакции, они должны стать коэффициентами. Перед атомами меди в левой и правой части уравнения нужно поставить коэффициент 3. В этом действии можно не сомневаться, так как медь в левой и правой части встречается только по одному разу. 3 Cu + HNO3 ® 3Cu(NO3)2 + NO + H2O А вот с азотом возникает вопрос: к какому из атомов азота относится коэффициент 2? Ответ: к тому, степень окисления которого в уравнении встречается единожды, то есть +2. Ставим коэффициент 2 перед NO. 3 Cu + HNO3 ® 3Cu(NO3)2 + 2NO + H2O Дальше сравниваем левую и правую часть схемы и достраиваем коэффициенты в таком порядке: в правой части после выставления коэффициентов из баланса перед всеми атомами азота есть коэффициенты, пересчитаем азот в правой части – 8, ставим этот коэффициент перед азотной кислотой. 3 Cu + 8HNO3 ® 3Cu(NO3)2 + 2NO + H2O Теперь в левой части поставлен коэффициент перед водородом, число его атомов 8. Ставим в правую часть перед водой 4. 3 Cu + 8HNO3 ® 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O Осталось сравнить число атомов кислорода в левой и правой части уравнения. Если равно – коэффициенты расставлены правильно, если нет – ищем ошибку.
ПРИМЕР 2. KMnO4 + K2SO3 + H2SO4 ® MnSO4 + K2SO4 + H2O
S+4 – 2e ® S+6 5 восстановитель Окисление
Mn+7 +5e ® Mn+2 2 окислитель Восстановление Перед атомами марганца в левой и правой части уравнения нужно поставить коэффициент 2. В этом действии можно не сомневаться, так как марганец в левой и правой части встречается только по одному разу. 2KMnO4 + K2SO3 + H2SO4 ® 2MnSO4 + K2SO4 + H2O С серой возникает вопрос: к какому из атомов серы относится коэффициент 5? К тому, степень окисления которого в уравнении встречается единожды, то есть +4. Ставим коэффициент 5 перед K2SO3. 2KMnO4 + 5K2SO3 + H2SO4 ® 2MnSO4 + K2SO4 + H2O Дальше сравниваем левую и правую часть схемы и достраиваем коэффициенты в таком порядке: калий ( в левой части 10+2=12, перед K2SO4 поставим 6) 2KMnO4 + 5K2SO3 + H2SO4 ® 2MnSO4 + 6K2SO4 + H2O Теперь в правой части поставлены коэффициенты перед серой, число её атомов 8. В левой части уже есть коэффициент перед серой 5, не хватает еще 3. 2KMnO4 + 5K2SO3 + 3H2SO4 ® 2MnSO4 + 6K2SO4 + H2O Сравниваем число атомов водорода. Ставим перед водой 3. 2KMnO4 + 5K2SO3 + 3H2SO4 ® 2MnSO4 + 6K2SO4 + 3H2O Осталось сравнить число атомов кислорода в левой и правой части уравнения. 35 и 35.
Случаи, когда индекс при химическом элементе вносится в электронный баланс.
NH3 +O2 ® NO + H2O N-3 – 5e ® N+2 4 восстановитель Окисление O20 +4e ® 2O-2 5 окислитель Восстановление 5 ставим перед простым веществом – кислородом, 4 – перед азотом в левой и правой части уравнения, уравниваем водород, проверяем кислород. 4NH3 +5O2 = 4NO + 6H2O
Cr(OH)3 + H2O2 + KOH ® K2CrO4 + H2O Cr+3 – 3e ® Cr+6 2 восстановитель Окисление 2O-1 +2e ® 2O-2 3 окислитель Восстановление 3 ставим перед пероксидом водорода, 2 – перед хромом в левой и правой части уравнения, уравниваем калий, потом - водород, проверяем кислород. 2Cr(OH)3 + 3H2O2 + 4KOH = 2 K2CrO4 + 8H2O
(железная окалина, надпероксиды, озониды, органические вещества): Fe3O4 + H2SO4 (конц)®Fe2(SO4)3 + SO2 + H2O 3Fe+8/3 – 1e ® 3Fe+3 2 восстановитель (3∙ 8/3 = 8)®(3∙3 = 9) Окисление S+6 +2e ® S+4 1 окислитель Восстановление 2 ставим перед железной окалиной, тогда перед сульфатом железа – 3, перед сернистым газом коэффициента не будет, тогда справа 10 атомов серы, 10 ставим перед серной кислотой, уравниваем водород (перед водой – 10), сравниваем кислород 2Fe3O4 + 10H2SO4 (конц)=3Fe2(SO4)3 + SO2 + 10 H2O
K2Cr2O7 + K2SO3 + H2SO4 ® Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O S+4– 2e ® S+6 6 3 восстановитель Окисление 2Cr+6 +6e ® 2Cr+3 2 1 окислитель Восстановление Перед сульфитом ставим 3, перед хромом в левой и правой части коэффициент не нужен, уравниваем калий (в правой части перед сульфатом калия ставим 4), затем – серу (в левой части перед серной кислотой – 4), водород – перед водой 4, проверяем кислород. K2Cr2O7 + 3K2SO3 + 4H2SO4 = Cr2(SO4)3 + 4K2SO4 + 4H2O
Окисление N+4 +2e ® N+2 2 1 окислитель Восстановление Перед азотом и фосфором коэффициенты не нужны, но чтобы уравнять фосфор перед гидрофосфатом калия поставим 2, тогда перед гидроксидом калия – 4, водорода в левой и правой части уравнения становится по 4, а кислород при этом не уравнивается (в левой части 9, в правой – 10):
Удвоим фосфор в электронном балансе:
2. P+3– 4e ® 2P+5 2 1 восстановитель Окисление N+4 +2e ® N+2 4 2 окислитель Восстановление Тогда перед азотом в левой и правой части уравнения ставим , чтобы уравнять фосфор перед гидрофосфатом калия поставим 2, тогда перед гидроксидом калия – 4, водорода в левой и правой части уравнения становится по 4, а кислород при этом уравнивается (в левой и правой части по 11):
Расстановка коэффициентов методом электронного баланса, если в уравнении более 2 элементов меняют степени окисления.
Рассмотрим пример: As2S3 + HNO3 ® H3AsO4 + SO2 + NO2 + H2O В этом уравнении 2 восстановителя (мышьяк и сера) в составе одного вещества, поэтому в электронном балансе обязательно учитываются индексы из формулы исходного вещества, отданные восстановителями электроны суммируются: 2As +3 –4 e ®2As+5 3S–2 – 18e ® 3S+4 22 e 1 восстановители Окисление N+5 +1e ® N+4 22 окислитель Восстановление Перед азотом в левой и правой части уравнения ставим 22, перед мышьяковой кислотой – 2, перед сернистым газом – 3, уравниваем водород и проверяем правильность расстановки коэффициентов по кислороду. As2S3 + 22HNO3 = 2H3AsO4 + 3SO2 + 22NO2 + 8H2O
Можно использовать и такую запись поведения восстановителя: As2S3 – 22e ® 2As+5 + 3S+4 Слева записано электронейтральное вещество, справа считаем сумму зарядов.
В рассмотренном примере степени окисления серы и мышьяка очевидны. Однако, встречаются вещества нестехиометрического состава, в которых определить степень окисления элементов затруднительно. Например, цементит Fe3C. Fe3C + HNO3 ® Fe(NO3)3 + CO2 + NO2 + H2O Чтобы не выяснять, какие в этом веществе степени окисления у элементов, воспользуемся выше приведенным приёмом: Fe3C – 13e ® 3Fe+3 + C+4 1 окисление N+5 +1e ® N+4 13 восстановление Коэффициент 13 ставим перед оксидом азота, перед нитратом железа – 3, перед цементитом и углекислым газом коэффициенты не нужны. Пересчитываем азот в правой части (22), ставим 22 перед формулой азотной кислоты, уравниваем водород, проводим проверку по кислороду: Fe3C + 22HNO3 ® 3Fe(NO3)3 + CO2 + 13NO2 + 11H2O
В случаях, когда 2 восстановителя находятся в составе одного вещества, элементам можно присваивать даже нереальные степени окисления, при этом будут получаться те же коэффициенты. Например, предположим, что углерод в цементите имеет степень окисления – 4, тогда степень окисления железа +4/3. Составим баланс с этими значениями:
3Fe +4/3 –5 e ®3Fe+3 C–4 – 8e ® C+4 13 e Можно присвоить элементам такие степени окисления, чтобы степень окисления изменялась только у одного элемента. Пусть степень окисления железа +3 в исходном веществе и продукте, тогда степень окисления углерода в цементите – 9 (такого не бывает, но в данном случае мы весьма формально используем степень окисления). C–9 – 13e ® C+4 Опять восстановитель отдал 13 электронов.
ЗАДАНИЕ 2. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса в следующих схемах реакций: 1) Na + HNO3 ® NaNO3 + N2O + H2O 2) K2FeO4 + H2SO4 ® Fe2(SO4)3 + K2SO4 + H2O + O2 3) H2O2 + KMnO4 + HNO3 ® Mn(NO3)2 + KNO3 + H2O + O2 4) Ti2(SO4)3 + KClO3 + H2O ® TiOSO4 + KCl + H2SO4 5) Mn3O4 + KClO3 + K2CO3 ® K2MnO4 + KCl + CO2 6) Na2S4O6 + KMnO4 + HNO3 ®Na2SO4 + H2SO4 + Mn(NO3)2 + KNO3 + H2O 7) Cu2S + O2 + CaCO3 ® CuO + CaSO3 + CO2 8) FeCl2 + KMnO4 + HCl ® FeCl3 + Cl2 + MnCl2 + KCl + H2O 9) CuFeS2 + HNO3 ®Cu(NO3)2 + Fe(NO3)3 + H2SO4 + NO + H2O 10)KSCN + K2Cr2O7 + H2SO4 → Cr2(SO4)3 + K2SO4 + CO2+ NO2 + SO2 + H2O
| |||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |